Инновационная и экспериментальная деятельность
С сентября 2000 года по май 2003 года на базе ДЭБЦ была успешно проведена работа городской экспериментальной площадки, утвержденной НИМЦ при ГУНО по теме: «Учебно-исследовательская деятельность учащихся как один из эффективных методов экологического образования». В результате работы этой площадки было выявлено, что учебно-исследовательская технология обучения способствует росту экологического сознания и мышления детей, повышению уровня экологической культуры, развитию творческих способностей, раннему выявлению одаренности детей и профессиональной ориентации обучающихся. За последние десять лет более 100 воспитанников центра продолжили обучение в высших и средне-специальных учебных заведениях медицинской и эколого - биологической направленности.
В результате экспериментальной деятельности разработаны и утверждены экспертным советом НИМЦ авторские образовательные программы: «Азбука природы», педагог Ибрагимова Ф.Ф., «Юный психолог», педагог Асадуллина С.Н., «Человек и его здоровье», педагог Степаненко В.К…
В этот же период Морозова И.М. - заместитель директора по УВР и Насырова Г.А.- педагог ДО разработали и утвердили на экспертном совете НИМЦ методические рекомендации для педагогов УДО и учителей биологии «Общие принципы организации и оформления исследовательских работ в области экологии и биологии». Разработан экологический проект по организации исследовательской работы с детьми: «Исследуем окружающую среду», целью которого является формирование экологической культуры детей через включение их в различные виды деятельности по изучению и улучшению экологической обстановки в районе.
Проект включает в себя шесть программ с подпрограммами:
- Человек и его здоровье
- Дыхание города
- Общественное мнение
- Я и Устойчивое развитие
- Биоразнообразие
- Мы за чистую воду
Методики, которые используются в проекте, являются доступными по содержанию и легки в изложении. От ребенка не требуется больших «академических» знаний, все необходимые факты сообщаются в доступной форме с обилием иллюстраций и конкретных примеров на занятиях объединений. Методики не требуют специального оснащения и рассчитаны на минимум расходных материалов. Проект постоянно обновляется и дополняется.
В 2004 году педагог центра Морозова И.М. стала победителем городского конкурса на профессиональное звание «Педагог – исследователь» среди учителей города, в рамках которого в течение трех лет был проведен педагогический эксперимент по теме «Исследовательская деятельность в объединении «В мире растений», как один из эффективных методов формирования экологической культуры». В результате была разработана и утверждена Экспертным советом НИМЦ авторская образовательная программа «Экология растений с основами исследовательской деятельности», ставшая впоследствии дипломантом Всероссийского конкурса авторских программ и лауреатом 1 степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации ».
Деятельность центра в режиме эксперимента стала толчком для активного поиска педагогами инновационных форм и методов в дополнительном образовании. Педагоги стали принимать участие во всероссийских конкурсах методических разработок, пособий и авторских образовательных программ.
Лауреатами 1 и 2 степени Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» с 2006 по 2011 год стали педагоги: Ибрагимова Ф.Ф., Исламгулова Р.Р., Степаненко В.К., Камалетдинова А.К., Киленбаева Г.Г., Гумерова Ш.Ш., Гайнутдинова Л.И., Калимулина Н.А., Хайруллина З.Н., Смыкова Т.Ф.. Высшую награду этого конкурса – медаль им. Януша Корчака завоевали педагоги Исламгулова Р.Р., Гумерова Ш.Ш.
В 2009 году экспертным советом НИМЦ утверждена авторская образовательная программа «Экодизайн» педагога Исламгуловой Р.Р.
В сентябре 2010 года создана творческая группа по внедрению учебно-исследовательской технологии обучения в образовательную деятельность объединений декоративно-прикладного направления. Педагогами введен метод рефератов как переходная ступень к новой технологии обучения. Внесены изменения в содержание образовательных программ декоративно-прикладного направления «Изостудия» и «Природа и фантазия».
В образовательной деятельности центра используются личностно-ориентированные педагогические технологии, проектная и учебно-исследовательская деятельность, деятельностный подход в обучении, практико-ориентированное образование.
Педагоги
переходят на новую форму перспективного планирования занятий - разработку технологических карт, что позволяет
оптимизировать учебный процесс, делать его более эффективным. На занятиях
широко применяются информационные технологии и Интернет ресурсы.